Поборы в школе Яктылык города Самары

Выпускники уверены – в «Яктылыке» дают хорошие знания по всем предметам!

Начался новый учебный год. А перед его началом в школе «Яктылык» города Самары состоялась встреча с учениками выпускного класса. Возможно, многие удивятся, какая встреча в середине лета?! А поводом к ней послужило то, что ученики поступили в вузы и захотели поделиться радостью со своими учителями.

Этот выпускной класс примечателен тем, что из девятнадцати учеников шестеро закончили школу с золотой медалью. И практически все ребята на единых государственных экзаменах набрали высокое количество баллов и поступили в вузы на бюджетные места.

«В истории нашей школы такого класса еще не было. Подумайте только, из девятнадцати детей шестеро – медалисты. Многие набрали на экзаменах высокое количество баллов.

Скажем, по русскому языку у нас всегда были хорошие показатели. А вот в этом году, по сравнению с другими годами, отмечаются очень хорошие результаты по математике. Хочу отметить, что по математике во многих школах города и области ребята зачастую набирают мало баллов.

Также в этом году мы можем похвалиться высокими баллами по физике, обществознанию.

Успехи наших учеников – это наша общая гордость. Это показатель того, что в «Яктылыке» дают хорошие знания», – поделился радостью директор школы Радик Газизов .

Мы попросили сказать несколько слов о своих учениках классную руководительницу Изиду Хузину .

«Да, это был очень сильный класс. Кроме медалистов, у остальных учеников тоже хорошие отметки. Они все очень ответственные, воспитанные, старательные. Я думаю, это зависит, в первую очередь, от воспитания, которое дают им родители.

В классе учились не только татары, но и одна девочка-киргизка и мальчик-узбек. Они, наряду с татарами, хорошо учились по татарскому языку. Талгат участвовал в различных конкурсах по этому предмету, выразительно читал стихи на татарском языке.

Почти все ребята поступили в вузы, один ученик будет получать профессиональные знания в техникуме. Кроме двух, все ученики будут учиться на бюджетной основе.

Мои ученики всегда меня слушались, никогда не перечили. Об их родителях тоже могу сказать только хорошее. И со мной, и между собой они были очень дружными. Советовались во всех делах. Все проблемы мы решали между собой, не обращаясь к руководству.

И перед экзаменами, и во время их родители, можно сказать, жили в школе, настолько переживали за своих детей. Я еще никогда не видела таких родителей!

Я считаю – что дети видят дома, так же себя показывают и в школе. Если бы, например, родители говорили дома одно, а я в школе другое, то ребята, может, не были бы настолько хорошими. А мы работали вместе, сообща и в учебе, и в воспитании. Спасибо родителям за это.

И на выпускном вечере присутствовали все папы и мамы. Прошло все очень красиво. Бывает, что ученики могут на выпускном вечере как-то уже расслабиться, «развязаться». И с этой стороны я была совершенно спокойна, потому что знала, ни один из них не курит и не употребляет спиртное.

Желаю, чтобы мои ученики и впредь были достойными людьми, с уважением относились к старшим», – сказала нам Изида Хузина.

Первая учительница этого выпускного класса Галия Тупасова поделилась своими воспоминаниями.

«Говоря об этом классе, хочу вспомнить одно событие, которое до сих пор живет в моей памяти. Однажды я заболела и, позвонив директору, предупредила, что не смогу выйти на работу. Конечно, у директора всегда очень много работы. Видимо, она закрутилась и забыла про то, что моему классу надо назначить другую учительницу. Так, ученики сидели одни целых два урока. Но из класса не донеслось ни малейшего шума!

Когда я куда-то выходила из класса, вместо себя оставляла Ляйсан Зарипову. Так вот она вышла к доске и провела два урока. Только когда они пошли в столовую на обед, другие преподаватели заметили, что они одни. И тогда уже назначили им учительницу на замену. Вот ведь какие воспитанные, послушные ученики!

И с их родителями мы были дружные, работали рука об руку.

Ученики меня до сих пор не забывают. Поздравляют со всеми праздниками. Увидев меня, обнимают, расспрашивают, как у меня дела. Они мне тоже, как собственные дети. Очень по ним скучаю.

Желаю, чтобы и в будущем они оставались такими же, светлого пути им, удачи, счастья по жизни!»

Мы поговорили и с шестью девочками-медалистками, узнав об их планах на будущее, и попросили поделиться своими мыслями, впечатлениями о школе.

Ляйсан Зарипова: «Родители хотели привить любовь к татарскому языку, культуре, традициям, поэтому отдали меня в школу «Яктылык». Здесь нас научили татарским танцам, рассказывали о наших национальных праздниках, традициях. В школьном музее мы знакомились с историей, бытом нашего народа.

В «Яктылык»е дают хорошие знания и стараются воспитать достойных людей. Учат уважать старших, не обижать младших. В школе мы чувствовали себя, как дома, настолько здесь царит уютная обстановка.

Моим любимым предметом была история. По итогам Единых государственных экзаменов я набрала 263 балла. Самое большое количество баллов у меня по обществознанию.

Я поступила в Самарский государственный экономический университет. Хочу стать юристом. Даже, если не буду работать по специальности, проучусь не зря, ведь каждый человек должен хорошо знать свои права в этой жизни. Хотя мой отец работает в этой сфере. Так что, возможно, я пойду по его стопам и тоже стану юристом».

Ляйсан Мухутдинова , так же как и Ляйсан Зарипова, поступила в Самарский государственный экономический университет. Так же, как одноклассница, хочет стать юристом.

Она уверена – в школе «Яктылык» дают хорошие знания и воспитание. «Многие мои друзья, которые учатся в других школах, говорят, что у них большое внимание уделяют учебе, а воспитание как-то остается в стороне. А в нашей школе уделяется одинаковое внимание и учебе, и воспитанию. Здесь все дети дисциплинированные, не пьют, не курят.

Я рада, что моя сестренка тоже учится в школе «Яктылык». К тому же, здесь учат родному языку.

В школе я посещала танцевальный ансамбль. Участвовала в различных олимпиадах. А в олимпиаде, проведённой прокуратурой, за сочинение была отмечена особым мнением жюри. В будущем хочу работать по специальности».

Наиля Газизова : «В школе я очень любила алгебру и геометрию. Поэтому поступила на факультет прикладной математики и информатики.

В школе я участвовала в олимпиадах по разным предметам, занимала призовые места. Окончила художественную школу.

«Яктылык» и мои учителя – самые лучшие! Они мне дали очень многое и в учебе, и в воспитательном процессе. Эта школа известна тем, что здесь, кроме глубоких знаний, дают хорошее воспитание, учителя относятся хорошо к своим ученикам. Ученики тоже уважительны по отношению к друг к другу и к преподавателям, к старшим. Я очень благодарна своим учителям, постараюсь, чтобы в будущем они не краснели за меня.

Я рада, что поступила на тот факультет, который выбрала по своему желанию. После его окончания смогу работать программистом, выпускающим мобильные приложения, специалистом информационных технологий».

Айдана Сыргак кызы , киргизка: «Меня отдали в школу «Яктылык», где царит мусульманская, татарская атмосфера. Я счастлива, что училась здесь. Мы были очень дружны с одноклассниками. Учителя всегда помогали, поддерживали. Они очень хорошо, доступно объясняют предметы. Надеюсь, и мой братишка, который учится здесь в седьмом классе, хорошо окончит школу.

Моим любимым предметом была химия. Мечтала быть врачом. К, сожалению, набранных баллов не хватило поступить на желаемый факультет. Поэтому поступила на фармацевтический факультет Самарского медицинского университета. Если буду хорошо учиться, со второго курса смогу перевестись на другой факультет. Я приложу к этому все усилия».

Алсу Гиматдинова набрала на единых государственных экзаменах 256 баллов. Поступила в Самарский политехнический университет. А как звучит ее факультет – строительство уникальных зданий и строений!

«Мой дедушка – учитель физики, бабушка – учительница математики. Наверное, благодаря их примеру я в школе особенно любила эти предметы.

Наша школа «Яктылык» – самая лучшая! У меня много друзей, которые учатся в других школах. От них часто приходилось слышать, что у них плохая дисциплина, ученики не слушаются учителей. А у нас такого нет. Начиная с начальных классов, здесь уделяют большое внимание и воспитанию.

Я участвовала в работе школьного музея. Мы ездили на различные выставки, рассказывали об истории, быте, традициях татарского народа. Я многое узнала в школе о своем народе. По татарскому языку тоже дали хорошие знания.

К радости, поступила на желаемый факультет. Мой папа – строитель, у него есть своя фирма. После учебы, может быть, устроюсь на работу в его организацию», – поделилась Алсу.

Гузалия Шакурова : «По единым государственным экзаменам я набрала 255 баллов. Поступила в Самарский государственный университет на факультет международных отношений. Я не люблю сидеть на одном месте и заниматься однообразной работой, поэтому хотела выбрать интересную, разностороннюю профессию. А на этом факультете нам будут давать знания по основам юриспруденции, экономики, бизнеса, политики. При поступлении требуется знание английского языка. А во время учебы по желанию выбираешь второй иностранный язык. Я остановила свой выбор на китайском языке.

Даст Аллах, в дальнейшем смогу работать юристом, переводчиком, учителем иностранных языков, могу заняться политикой, открыть свой бизнес.

Школа «Яктылык» помогла раскрыть мои различные способности. Я участвовала в олимпиадах по разным предметам, в конференциях, в конкурсах чтецов на татарском языке.

Участвовала также в работе театра, музея, в спортивных соревнованиях. Была ведущей на различных мероприятиях. Ходила на уроки технологии, занималась вышиванием, рисованием.

В школе «Яктылык» дают глубокие знания, учат быть достойным представителем своего народа. Я очень благодарна своей школе, учителям. Буду по ним скучать».

На встречу собрались не только выпускники и учителя, а также родители. Даже приехали журналисты канала «ТНВ» города Казани. Встречу показали потом по телевизору.

Со стороны все напомнили мне одну большую дружную семью. Так они общались – просто, дружелюбно, непринужденно, чувствовалась искренняя благодарность друг к другу.

Читайте также:  Деньги на ремонт и учебники в школе, заставляют сдавать!

А при прощании не могли сдержать слез. Да, ученики выпускного класса, видимо, взгрустнули оттого, что покидают родную школу и преподавателей. А учителя почувствовали, что им будет не хватать таких хороших, добросовестных, воспитанных, дисциплинированных учеников.

Но, как говорится, если б не было бы расставаний, не было бы и встреч. Пусть и в будущем они будут общаться, видеться, радоваться успехам друг друга!

Директор школы «Яктылык» с углубленным изучением отдельных предметов Радик Газизов – о том, как быть педагогом и отцом

Радик Газизов, директор муниципальной школы «Яктылык» с углубленным изучением отдельных предметов, — человек разносторонний. Музыкант, спортсмен, юрист, отец четверых детей, победитель городского конкурса «Мужчина года — 2016» в номинации «Мужчина — глава семьи», член «Совета отцов» Советского района. О том, какое место в его жизни занимает творчество, к какой цели он движется и как школа «Яктылык» отметит свой 20-летний юбилей, Радик Газизов рассказал «СГ».

— Радик Равгатович, ваши выпускники рассказывают, что вы преподавали такие разные предметы, как музыка и физкультура. Как это вышло?

— Я окончил Самарский государственный институт культуры и пришел в «Яктылык» работать учителем музыки. Нагрузка была небольшая, а я всегда увлекался спортом, поэтому мне предложили также вести уроки физкультуры. Очень скоро встал вопрос о том, что нужно защищать честь района на конкурсе учителей физкультуры. Как человек творческий, подошел к процессу креативно — провел урок на основе народных спортивных игр. Сначала на городском конкурсе занял первое место, затем на областном, потом на конкурсе Приволжского округа, а на всероссийском стал лауреатом.

— Но на музыке и физкультуре вы не остановились?

— Нет. Вскоре получил второе высшее образование — юридическое. Хотелось развиваться, и я решил, что знание законов пригодится. По окончании второго института работал в департаменте образования, потом в профильном министерстве. Получил навыки управленческой и административной работы, а через семь лет вернулся в «Яктылык» директором.

— В этом году «Яктылык» отметит 20-летний юбилей. Как готовитесь?

— Отмечать будем 5 апреля. Запланировано множество проектов: мастер-классы, творческие отчеты, музейные уроки, встречи, выставки. Развлекательные мероприятия пройдут вечером, а днем хотелось бы, чтобы наши гости провели время с пользой. Поэтому хотим провести межрегиональную научно-практическую конференцию «Реализация этнокультурного компонента образования в условиях современной школы». Поговорим о роли образовательных и общественных организаций в сохранении национальной идентичности, затронем и другие важные темы.

— В вашей школе часто проводятся массовые мероприятия?

— Часто. В основном для учеников, их родителей и наших друзей. Буквально в минувшее воскресенье мы провели «День здоровья», который собрал более 700 человек. В программе были зимние забавы, катание на лыжах, национальные игры, плов, чай из самовара. Такие дни семейного отдыха мы проводим регулярно, раньше делали это в парке в 15-м микрорайоне, но он не вмещает всех желающих, поэтому теперь мы переместились на стадион «Чайка».

— Зачем устраивать такие массовые праздники, если можно было бы обойтись обычными школьными?

— Я вижу перед собой конкретную цель, к которой мы идем, и понимаю, что такие семейные праздники — один из способов ее достижения.
Например, мы ежегодно проводим субботники. В апреле участвуем в месячнике благоустройства и еще один проводим перед зимой. Кроме пришкольной территории выходим еще и в соседний двор. Нас об этом никто не просил, это исключительно наша инициатива. Для чего? Деревенскому человеку не надо объяснять, зачем помогать соседу. Просто потому, что он сосед. Я вырос в деревне и считаю это само собой разумеющимся. Уверен, это понимание необходимо привить и городским детям. Первое время н которые ученики были недовольны. Теперь такого нет, субботник воспринимается всеми как праздник труда. Мы завершаем его пловом, чаем, общением. Приходят дети, родители, выпускники.

— В «Яктылыке» большое внимание уделяется общению с родителями?

— Считается, что школа должна воспитывать детей. Я бы сказал, что и родителей тоже. Потому что нет такого общественного института, который работал бы с мамами и папами. И если школа не будет ими заниматься, у нас не получится действовать с родителями сообща, вместе идти к намеченной цели. Поэтому мы и проводим совместные субботники, дни семьи, при школе работают женский клуб и мужской клуб.

— Клубы — это интересно. Расскажите подробнее.

— Когда я пришел работать директором, обратил внимание, что на школьные собрания ходят только женщины — мамы, бабушки. Захотелось изменить эту ситуацию, так пришло решение создать мужской клуб. На его заседание приглашаем только пап и старшеклассников. На первое собрание пригласили врача- уролога, чтобы поговорить о мужском здоровье. Потом — представителя мусульманского духовенства, затем — психолога. Приезжал к нам и спортсмен, олимпийский чемпион Тагир Хайбулаев со своим отцом. Они рассказали, как вместе шли к успеху. Было сложно, но они все выдержали. Мне было важно, чтобы это поняли отцы наших учеников. Женщины вскоре тоже захотели свой клуб, и мы его для них организовали.

— К тому же вы делитесь опытом в районном «Совете отцов».

— Да, я отец четверых детей. Трое учатся в школе «Яктылык», младшему сыну 2,5 года. Мы с женой стараемся дать детям всего по максимуму: музыкальная школа, спортивная, народные танцы, балет. Словом, я многодетный папа и знаю, что такое быть отцом в полном смысле этого слова. Поэтому, видимо, мне и предложили войти в «Совет отцов». Я не отказался.

— На своих детей времени хватает?

— Стараюсь, чтобы хватало. Мы вместе ездим ко мне на родину, на станцию Клявлино, где сейчас живет моя мама. Кстати, я родился в мордовском селе, так что с детства помимо татарского и русского в совершенстве знаю еще и мордовский язык. Проводим семейные праздники, школьные мероприятия нас тоже объединяют. По выходным с сыном ходим на лыжах. Дочери лыжи не любят, а я не настаиваю — у детей должно быть право выбора.

— Педагогический опыт помогает в их воспитании?

— Конечно. Но пока рано говорить о результатах. Вот когда мои дети вырастут, у них будут свои дети и внуки, тогда станет понятно, получился из меня хороший папа или нет.

Муниципальное общеобразовательное учреждение школа «Яктылык» с углубленным изучением отдельных предметов г.о. Самары

Школа «Яктылык» с углубленным изучением татарского языка и культуры г.Самары открыта благодаря Хариде Габдулзяновне Дашкиной. Именно она весной 1989 года обратилась в татарский культурный центр г.Самары с просьбой открыть школу с изучением татарского языка.

В стенах вечерней школы №12, директором которой она тогда являлась, организовала татарскую воскресную школу.

Первого сентября 1994 года при этой школе открылось татарское дневное отделение для учащихся 7 – 11 классов.

29 апреля 1997 года Главой города Самары подписывается Постановление № 611 «Об открытии муниципального общеобразовательного учреждения школы «Яктылык» с углубленным изучением татарского языка и культуры г. Самары».

Благодаря материальной поддержке областной и городской администрации Советского района в реконструированном здании детского сада № 185 начала функционировать школа «Яктылык». Директором стала отличник просвещения, заслуженный работник образования Российской Федерации и Республики Татарстан Дашкина Харида Габдулзяновна.

Открытию данной школы предшествовала огромная работа с населением, пропаганда этой идеи через средства массовой информации, путем индивидуальных бесед и рекламы на национальных праздниках, концертах и других массовых мероприятиях.

Проведенные совместные мероприятия на родном языке, постоянное общение с родителями обучающихся, теплые отношения родителей с педагогами, психологический климат в педагогическом коллективе, выездные археологические лагеря, туристические поездки, организация летней оздоровительной площадки с интересным познавательным содержанием работы дали возможность изменить психологию родителей. В результате проделанной работы первого сентября 1997 года в городе Самаре торжественно было открыто муниципальное общеобразовательное учреждение — школа «Яктылык», как гуманитарное образовательное учреждение с углубленным изучением татарского языка и культуры. Этого дня ждали многие, ведь в городе проживает 50 тысяч татар. 175 детей татарской национальности в этот день сели за парты вновь открывшейся школы. Учеба началась, не хватало учебников, не были оснащены кабинеты и др.

Сегодня в школе обучается 444 ученика (20 классов), функционирует в полном объеме начальная школа (1-4 классы – 10классов – комплектов), основная школа (5-9 классы – 8 классов комплектов) и старшее звено – 10-11 классы – 2 класса комплекта).

У школы лицензированы следующие виды образовательной деятельности:

  • начальное общее образование;
  • основное общее образование;
  • средне (полное) образование.

Образовательная деятельность школы осуществляется в соответствии с уставом и лицензией № 313432 от 19.03.2009 г., аккредитацией № 000249 от 21.05.2010 г.

В школе «Яктылык» реализуются образовательные программы:

1. Начального, основного и среднего (полного) общего образования,

2. Программы дополнительного образования следующих направлений:

  • физкультурно-спортивной;
  • художественно-эстетической;
  • туристическо-краеведческой;
  • дошкольного общего образования.

Образовательный процесс организован в соответствии с Базисным учебным планом ОУ Самарской области, реализующим программы общего образования.

В соответствии со статусом школы в учебный план образовательного учреждения были введены такие предметы, как «Татарский язык» (2-11 классы), «Татарская литература» (5-11 классы), «История татарского народа» (8-11 классы), «История религий мира» (10-11 классы), «Культура татарского народа» (7-9 классы).

Осваиваются технологии развивающего обучения «Начальная школа XXI века» под руководством Виноградовой Н.Ф., программа «Школа России», «Школа 2100».

Кроме того школа предоставляет учащимся возможность развивать склонности, творческие способности, реализовать потребности и познавательные интересы в системе дополнительного образования и внеурочной работы. Внеурочная деятельность в школе является продолжением учебного процесса.

Педагогический коллектив отличает высокий профессиональный уровень, компетентность, способность адекватно реагировать на изменения во внешней среде, доброжелательный микроклимат.

За 15 лет работы в школе сложились определенные традиции (и они бережно хранятся), накопились многочисленные методические и дидактические наработки. Нашим педагогам всегда были свойственны гуманный подход к детям, стремление помочь, каждому ребенку, принять в нем участие. За годы существования школы не зарегистрировано ни одного правонарушения со стороны обучающихся, ни один обучающийся не состоит на учете в ОДН.

Читайте также:  Поборы в школе - жалоба на СОШ 7 города Соликамск

Выпускники школы «Яктылык» успешно продолжают обучение в высших, средне-специальных учебных заведениях города Самары: в Самарском государственном, поволжской государственной социально-гуманитарной академии (педагогический университет), аэрокосмическом, техническом университетах, экономической академии, Поволжской государственной академии телекоммуникации и информатики, Самарском филиале МГУ коммерции, в высших военных училищах и т.д. Ежегодно в ВУЗы поступают не менее 90% выпускников.

С первого года функционирования на базе школы «Яктылык» проходят педагогическую практику студенты ИФО СГПУ и студенты физико – математического факультета СГПУ, факультета иностранных языков, психологического факультета и др.

В школьной библиотеке имеются книги на русском и татарском языке, фондом этой библиотеки пользуются жители не только города Самары, но и всей области.

Опыт работы школы «Яктылык» помогает возрождению национальных школ в других городах и районах не только Самарской области, но и за её пределами.

Школа гостеприимно распахивает свои двери российским и зарубежным гостям, интересующимся системой нашей работы. У нас в гостях побывали гости со всех районов Самарской области, Ульяновска, Башкортстана, Казахстана, Тюмени, из Болгарии и из штата Мичиган (США).

На базе школы проводятся семинары, конференции, курсы повышения квалификации учителей татарского языка с привлечением ученых города Самары и республики Татарстан.

Школой с 2009 по 2012 год руководила Почетный работник общего образования Абдрахимова М.М.

Ныне директором школы является Газизов Радик Равгатович.

Адрес школы: г.Самара, ул.Александра Матросова, 11а.

«Яктылык». Школа Хариды Дашкиной

Радик ГАЗИЗОВ, директор школы «Яктылык», почетный работник общего образования РФ:

– Приехав, поговорив с директором, я остался. Затем, через год-другой, я написал заявление об уходе, но Харида Габтулзяновна пару часов беседовала со мной, порвала мое заявление, и по сегодняшний день я в этой школе работаю. Уникальность школы «Яктылык» отмечают педагоги не только Самары, но и всей России. За пределами Татарстана школ с углубленным изучением татарского языка, литературы и национальной культуры не так много – в Самаре, Москве, Саратове, Димитровграде. Но такой школы, как «Яктылык», больше нет нигде. В школе обучается 463 человека – дети из татарских, русских, киргизских, еврейских, узбекских, таджикских, турецких семей. В школе учителя относятся к детям, как к своим, дети чувствуют себя, как дома. У нас индивидуальный подход. Каждого ребенка мы знаем, знаем его особенности, знаем, как и чем живет его семья.

В школе «Яктылык» ни один ученик никогда не состоял на учете из-за правонарушений. В каждом классе активно работает родительский комитет. Особое внимание педагоги уделяют взаимоотношениям с отцами учащихся, преемственности, передаче из поколения в поколение не только знаний и умений, но и нравственных ценностей. Школа как часть семьи, школа как часть жизни всей семьи – для «Яктылык» это не лозунг, а реальность.

Высококвалифицированный педагогический коллектив в школе «Яктылык» состоит из профессионалов своего дела, носителей татарского языка. Внешкольная воспитательная работа тесно связана с процессом обучения и изучения татарской национальной культуры. В школе «Яктылык» изучают татарский язык, русский язык, английский, в планах – изучение китайского языка и, возможно, турецкого. Здесь не останавливаются на достигнутом.

Радик ГАЗИЗОВ, директор школы «Яктылык», почетный работник общего образования РФ:

– В 2015 году, во время августовской педагогической конференции учителя из школы «Яктылык» делились опытом с коллегами в Похвистневском районе Самарской области. Из Казани к нам приезжают специалисты Центра развития образования. Совместно с Министерством образования мы работаем над тем, чтобы на базе нашей школы провести курсы повышения квалификации для педагогов школ Самарской области. Трое моих детей учатся в нашей школе. Всем нам надо знать родной язык, культуру своего народа. Приведу такой пример. Ученые проверяли работу мозга путем МРТ у людей, говорящих на одном и на двух языках. Что они обнаружили? У того, кто говорит на одном языке, развито одно полушарие головного мозга, а у того, кто знает два языка, работает еще и левое полушарие. Эти люди более развиты интеллектуально.

Дания АБДРАХИМОВА, директор школы «Яктылык» в 2009-2012 годах:

– Я работаю в школе с первого ее дня. Одиннадцать лет была заместителем директора, а после ухода Хариды Габтулзяновны – директором. Вся наша жизнь проходит здесь. Мы работаем не ради отчетности, а ради детей, мы всегда рады их успехам. Духа соперничества у нас нет, есть дух поддержки, взаимопонимания. Я ушла на заслуженный отдых, но не смогла жить без родной школы и вернулась преподавать.

Зиля ШАРАФУТДИНОВА, учитель английского языка школы «Яктылык»:

– Я работаю в этой школе со дня ее основания. Мне здесь с первых дней нравится особая атмосфера. Дети приходят в школу, как к себе домой, учителя чувствуют себя, как дома. И во время летних каникул мы скучаем, приходим в школу.

Изида ХУЗИНА, учитель химии и биологии школы «Яктылык»:

– Часть жизни, если не целую жизнь, мы проводим в школе. У нас очень теплый, комфортный коллектив, который в свое время создала ХаридаГабтулзяновна.

Библиотека школы «Яктылык» начала формироваться еще в вечерней школе Советского района. Сегодня здесь используются самые современные технологии. В фонде библиотеки более одиннадцати тысяч книг, учебников и разнообразных пособий на татарском, русском, английском языках.

Нурзида ФАЙЗУЛЛИНА, Заслуженный учитель Республики Татарстан, учитель татарского языка и литературы школы «Яктылык»:

– Мы гордимся, что у нас не номерная школа, а «Яктылык». Дети получают от нас все, что мы способны им дать, и даже больше. Мы участвуем во всех мероприятиях Министерства образования Республики Татарстан. Я горжусь, что моя ученица в 2011 году заняла третье место во Всероссийском литературном конкурсе на татарском языке. Замечательно, когда наши дети очень хорошо учатся на русском языке, на английском языке и на татарском. Они завоевывают призы и награды на конкурсах. У детей есть желание учиться, а у нас есть желание работать!

С каждым годом в Самаре все больше и больше желающих учиться в школе «Яктылык». Сегодня школа работает на пределе возможностей. Самара ждет появления второй татарской школы, которая также работала бы по программе, утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации.

Анвар БУЛЬХИН, Почетный гражданин г.о. Самара, Почетный гражданин Самарской области, президент общества «Туган тел» в 2004-2010 годах:

– Самаре нужна вторая татарская школа! Этот вопрос мы ставили на встрече у Губернатора, на приеме в начале года. Мы изложили Губернатору свою концепцию, свое видение, надеемся на поддержку в решении этого вопроса.

Жигулевские старшеклассники выступили против поборов в школе

В очередной скандал с записью «воспитательной беседы» в Самарской области вмешалась прокуратура

21.03.2017 в 19:55, просмотров: 19776

В школе №16 города Жигулевска сейчас неспокойно ни ученикам, ни педагогам, ни родителям. Старшеклассники написали в прокуратуру письмо о незаконных сборах денег на охрану и уборку школы. Заявление поступило в надзорное ведомство 13 марта. Еще раньше – 2 марта – ученики 10 класса записали на видео спор педагога и одного из учеников на тему прав и обязанностей школьников. Видеозапись «беседы» разошлась по соцсетям, ее посмотрели сотни тысяч пользователей.

«Это похоже на взятку»

Имя героя неприятной истории сейчас скрыто по понятным причинам. На десятиклассника давят, мол, «опозорил семью, вынес сор из избы».

«Сор» – это, как сообщается в письме в прокуратуру, сбор денег на мытье полов в школе и на охрану. В социальных сетях сами ученики школы рассказывают, что один из десятиклассников отказался сдавать очередные 75 рублей. Дальнейший разговор с учителем был записан на камеру мобильника.

«Ты обязан платить. Потому что ты подчиняешься тому заведению, в которое ты начинаешь ходить. Или приноси свою швабру и тряпку! И раз в неделю ты будешь у меня мыть!» – отчитывает ученика педагог.

Школьник в ответ заявляет, что приходить сюда учиться, а не полы мыть. Педагог в сердцах призывает ученика подумать о родителях: «Твоя мать приходит сюда и ревет, бедная. Не так что ли? Ты подкладываешь свинью!».

Юноша в ответ требует показать ему отчеты, куда тратят их деньги. Таких документов у классного руководителя не оказалось. Парень не успокаивается, идет к директору. Разговор с ней он также записывает на диктофон мобильного телефона.

«Дайте мне квитанцию» – требует парень. Директор на записи сначала объясняет, что с согласия родителей, зафиксированных в заявлениях, все ученики с 5-го класса самостоятельно убирают классы, привлекаются к общественно-полезному труду. Кто не согласен платить, моет класс сам. А за квитанциями советует прийти в понедельник.

«Я сюда учиться пришел» – упрямо твердит ученик и отмечает, что его родители «уже не согласны». Тут голос директора на записи повышается, ведь разговаривает ученик довольно дерзко.

«Ты своих родителей уже опозорил по полной программе. За уборку квитанций никаких не дают, потому что эти деньги отдают в руки техничке. А ты теперь будешь месяц мыть класс! У нас самообслуживание» – на этом разговор заканчивается. Дальше в истории снова возникает классный руководитель, у которой ученик просит квитанцию об оплате денег.

«Иначе это выглядит как взятка вам!» – заявляет старшеклассник. Учительница в сердцах бросает фразу: “Раз это взятка, так жалуйся в прокуратуру».

Старшеклассники так и сделали. Написали письмо правоохранителям. В пресс-службе ведомства подтвердили, что по факту обращения в школе началась проверка.

Всего в школе № 16 Жигулевска учатся около 700 учеников, каждый платил по 75 рублей. Несложно подсчитать, что в месяц набирается сумма больше 50 тысяч рублей. Есть ли у руководства школы документы, регулирующие этот «внебюджетный источник финансирования»? Это станет известно по итогам работы сотрудников прокуратуры.

В школе, конечно, такому развитию событий не рады. Сами «герои» истории говорят, что им объявили бойкот. Пишут, что учителя заявляют, как им «противно находиться в нашем классе». Негативно реагируют на историю и другие ученики, авторам даже поступали угрозы расправы.

В областном министерстве образования ситуацию в жигулевской школе комментировать не спешат.

«Ждем итогов проверки. Директор могла в сердцах сказать ученику что-то. Пока мы не принимаем никаких мер» – ответили в пресс-службе министерства.

Читайте также:  Жалоба на учителя Немецкого языка в средней школе

Психолог: «Авторитет школы расшатан, всем нужно быть гибкими»

По просьбе «МК»- Поволжье» конфликт проанализировала психолог, коуч, руководитель консалтинговой компании Ирина Исангулова.

– Дети все больше используют Интернет для поиска нужной информации и используют мощные возможности публичности и влиятельности, которые предоставляют социальные сети. Конечно, нельзя одобрить грубость в разговоре с учениками. Старшеклассники не будут такое терпеть, будут спорить. Это пример того, насколько сегодня расшатан институт школы, школа не авторитетна. Родители все чаще обращаются к психологам из-за агрессии своих детей по отношению к педагогам. Раньше учителя были всемогущественными, всезнающими, их авторитет был силен. Единичные конфликты были. Но раньше школа и не решала свои задачи за счет учеников и родителей. Она была защищена государством, в первую очередь материально. Теперь материальное обеспечение школы – правильно поставленная система сбора денег с родителей. Понятно, что такое положение вещей родителей не устраивает. Соцсети дают возможность предать широкой огласке любые конфликты, тем более такие острые, как “пожертвования на развитие школы”. Эти сборы не являются обязательными, а вымогательство незаконно. Сегодня учителям нужно проявлять чудеса гибкости, чтобы сохранять авторитет. Я считаю, что руководителям образовательных учреждений нужно выстраивать отношения с родителями и учениками, не на основе хамства и авторитарности, а на основе уважения, дружелюбия и совместных долговременных целей. Это очень сложная задача. Легче находить «козла отпущения». Ими оказываются ученики, которые «качают права». Если же педагоги на самом деле злоупотребляют своими полномочиями, их нужно ставить на место с помощью прокуратуры.

Юрист: «Перечень платных услуг школы должен быть открытым для всех»

Адвокат по семейным делам Ольга Белова напоминает родителям о законе о бесплатном образовании для детей.

– Некорректное поведение педагогов в отношении учеников недопустимо. В случае, если ребёнок обратился к родителю с жалобой на такое поведение, в первую очередь необходимо обратиться к руководству школы с соответствующим заявлением и потребовать тщательной проверки. Если действия и решения школы после такого обращения вызывают сомнения, можно обратиться в прокуратуру района по месту нахождения образовательного учреждения. Однако каждый конфликт стоит изучить детально. Что касается сборов средств, то согласно закону № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в школах и детских садах не могут брать плату за оказание образовательных услуг, предусмотренных стандартами, входящих в обязательную программу. Перечень образовательных услуг, оказываемых бесплатно, должен размещаться на официальном сайте учебного заведения или в общедоступном месте. Одновременно с этим образовательные учреждения могут взимать плату за оказание дополнительных образовательных услуг, перечень которых так же размещается на официальном сайте или в ином общедоступном месте. К таким услугам могут относиться репетиторство, развивающие секции и кружки и т.п. Плата за оказание таких услуг взимается на основании договора, стоимость услуг не может изменяться в течение года, уточняется заблаговременно. Если эти условия не выполняются, родители могут обратиться с жалобой или заявлением в прокуратуру. Чтобы не навредить ребенку, в заявлении можно указать, что родители не желают разглашения данных об обратившемся лице.

Напомним, случаи незаконных сборов средств в школах Самарской области неоднократно выявляли прокурорские проверки . В области работает «горячая линия» по приему подобных обращений: 8(846) 333-75-10, (846) 333-50-01



ВИДЕО: Жигулевские школьники призывают объявить бойкот поборам в школах

В апреле старшеклассник из Самарской области стал инициатором всероссийской акции против школьных поборов. Идея возникла после продолжительного конфликта с классным руководителем и директором: юноша отказывался сдавать деньги на охрану и уборку школы, навлекая на себя учительский гнев. Видеозаписи, на которых преподаватели грубят ученику и унижают его за «долги», попали на YouTube и привлекли внимание региональной прокуратуры и департамента образования.

Добровольно-принудительные сборы на различные нужды в последние годы стали обычной практикой в российских школах. «Лента.ру» разбиралась, как ученики и их родители пытаются противостоять поборам и как поступают с теми, кто отказывается платить.

Бойкот вместо митингов

Конфликт между десятиклассником и администрацией школы города Жигулевска начался еще в сентябре. С каждого ученика собирали по 75 рублей ежемесячно, чтобы покрыть расходы на оплату труда уборщицы. Казалось бы, сумма небольшая, но если умножить ее на примерное число учащихся, получается до 50 тысяч рублей в месяц. Школьник настаивал, что администрация должна отчитываться о дополнительных тратах платежными квитанциями. Учителя парировали, что мальчик «обязан платить», а в противном случае должен приносить из дому тряпку и мыть пол.

Школьника возмутил не столько сам факт сбора денег, сколько настойчивость и грубость, с которой их требовали. «Я отказался платить из-за того, что классный руководитель в приказном тоне требовала деньги, — пояснил он. — Каждый месяц она зачитывала сумму «долга» и отчитывала меня перед всем классом, обзывала дебилом. Дальше был разговор с директором, в котором она сыплет оскорблениями, говорит, что я опозорил своих родителей. Разговор был под запись, я выложил его на YouTube и обратился в прокуратуру».

Ученик собрал подписи одноклассников против поборов. Учителя трактовали этот поступок как предательство и начали открыто травить весь класс. Прокуратуру происходящее в школе заинтересовало, началась проверка. В отношении директора Ирины Русских уже возбуждено административное дело, решается вопрос о возбуждении уголовного.

«Ролики с классным руководителем и директором начали вирусно распространяться по сети, — рассказывает Андрей. — Мне писали другие школьники, которых так же прессуют на тему денег. Одного парня, например, заставляли ходить на дополнительные занятия — якобы добровольно, но отказаться нельзя. Стоимость — 900 рублей в неделю. Мы рассказали ему, как писать заявление в прокуратуру, и теперь этот факт проверяют. Во многих школах деньги собирают на учебники, охрану, звуковое оборудование, в фонд класса, хотя все это незаконно».

Вместе с единомышленниками Андрей записал видеоролик, в котором призывает других школьников последовать его примеру и не платить за дополнительные услуги в школе. «Мы не предлагаем тебе выходить на митинги, чтобы отстаивать свои права. У нас есть идея получше: мы объявляем всероссийский бойкот школьным поборам», — говорят участники акции.

Все платят — и я заплачу

Впрочем, идея борьбы с незаконными сборами в школах родилась давно и принадлежит родителям школьников. Уборка, охрана, новая мебель, учебники, рабочие тетради — далеко не полный список трат на нужды учебного заведения, которые покрываются из их кармана. Из-за недовольства постоянными дополнительными сборами группа инициативных родителей создала движение «Нет поборам», цель которого — помогать другим бороться с этим явлением.

Школьная администрация чаще всего прикрывается нехваткой финансирования, утверждают активисты. Государство — то есть региональный департамент образования — недоплачивает школе, и администрация покрывает недостачу за счет родителей.

«Директорам проще собрать с учеников, чем обивать пороги чиновников, выпрашивая средства для школы. Хотя именно это — прямая обязанность руководства. Директор в школе нужен не только для того, чтобы отчитывать за плохое поведение, — поясняет активист движения Кирилл Ишутин. — Но деньги, которые проходят через конверты, — по сути та же взятка. Как и куда они уходят — непонятно. Пожертвования должны быть, во-первых, добровольными, а во-вторых, идти через счет школы».

Несмотря на то что поодиночке каждый родитель не согласен со сложившейся системой, именно отсутствие коллективного возмущения позволяет практике школьных поборов существовать десятилетиями. По большей части тут срабатывает коллективное чувство: «Все платят — и я заплачу». Родители, как правило, думают, что это в порядке вещей. Более того, они опасаются, что отказ негативно скажется на успеваемости ребенка и его отношениях с учителями. Такого «уклониста» могут сделать объектом травли. Родители восстают лишь в случае очевидных перегибов: или слишком много просят, или слишком часто.

Выход из ситуации, по словам Ишутина, простой: объединяться и писать в прокуратуру. «Давление происходит ровно до тех пор, пока не погрозили пальчиком сверху. Директора школ и начальники департаментов чувствуют себя хозяевами ситуации, пока все тихо. Как только дело получает огласку, они идут на попятную. Приходится холить и лелеять ребенка, которого еще вчера перед всем классом отчитывали и унижали. Проблема решается, если начать действовать», — резюмирует он.

Представители родительских комитетов уверены, что ответственность за происходящее должна лежать не на директоре школы или учителях, а на чиновниках, которые занимаются распределением бюджетных средств.

«Как правило, директор оказывается в такой ситуации крайним. Его можно в 24 часа уволить за то, что он не исполняет указаний департамента, — поясняет сопредседатель Петербургского родительского комитета (ПРК) Михаил Богданов. — Деньги, выделенные на школу, ему не принадлежат — они распределяются чиновниками. У них могут быть свои цели, в том числе политические, на которые тратится больше средств. Директора понуждают порой собирать с родителей, а те, в свою очередь, либо скидываются, либо бегут жаловаться в прокуратуру, в то время как источником проблемы являются местные чиновники».

По словам Богданова, в крупных городах в последние годы ситуация со школьными поборами несколько улучшилась, чего не скажешь о регионах. Он отмечает, что дополнительные сборы с родителей — пережиток 1990-х годов, в советские годы подобных практик не существовало. «В 1990-е бюджеты начали превращать в лоскутное одеяло, из которого каждый пытался урвать кусок. Денег стало меньше, и государство начало перекладывать свои социальные обязательства на население», — объясняет он.

Корень проблемы, по мнению сопредседателя ПРК, — в отсутствии комплексной образовательной стратегии. Разбалансировка системы в целом ведет к тому, что денег постоянно не хватает то на рабочие тетради, то на учебники, то на ремонт. В то же время выделяются огромные средства на закупку интерактивных досок, принтеров для контрольных материалов ЕГЭ и другой техники, которая практически не используется.

«Ко всему, что делает Рособрнадзор, очень много вопросов: они ведут слишком бурную деятельность, которая никак не влияет на качество образования. Учебников безумное количество, программа постоянно меняется — очевидно, выгодно это скорее составителям и издательствам. Учителю и директору достается только головная боль», — заключил Богданов.

Добавить комментарий