Училище протиопоказано для учебы – оскорбление и домогательства

Порядок привлечения к ответственности учителя за оскорбление ученика

Преподаватель учебного заведения – сложная и нервная работа, требующая хорошей выдержки. Не все учителя должным образом справляются со своими задачами. При неэтичном и непрофессиональном поведении наступает ответственность учителя за оскорбление ученика. Если преподаватель будет унижать достоинство ребенка, родители должны срочно принять меры. В ином случае школьник рискует получить психологическую травму из-за учителя, что скажется на будущей жизни.

Имеет ли право учитель оскорблять и унижать ученика

Задача каждого преподавателя – обеспечить ученикам комфортные условия обучения и дать необходимые знания. Однако в школе дети могут столкнуться с унижением, исходящим не только от сверстников, но и от взрослого человека. Даже если несовершеннолетний не ведет себя должным образом, педагог не имеет права опускаться до оскорблений, а тем более применять физическую силу.

У учителя есть полномочия вызвать родителей в школу или же обратиться к начальству, чтобы повлиять на поведение учащегося. Также можно с самим школьником провести дисциплинарную беседу в вежливой и уважительной форме. Однако оскорбление недопустимо, какая бы ситуация ни была.

В случае унижения несовершеннолетнего взрослым человеком, родители должны незамедлительно вмешаться. Следует непременно принять меры, когда подобное происходит регулярно. Не реагировать на недопустимое поведение учителя нельзя, ведь подросток может не только перестать нормально учиться, но и потерять уверенность в себе.

Какая ответственность предусмотрена

Детский педагог обязан вести себя достойно даже в стрессовых ситуациях. Если он будет срываться на ребенка, оскорблять его личность и честь, тогда родители имеют право привлечь обидчика к наказанию. Неважно, кем приходится преподаватель, тренером или обычным учителем. Он в любом случае не имеет право унижать несовершеннолетнего.

Что может грозить за оскорбление:

Привлечение к дисциплинарной ответственности. Обращаться следует в администрацию школы. Преподавателю могут сделать выговор и даже уволить.

Наказание виновного по статье за оскорбление личности. Физическое лицо должно заплатить штраф в размере до трех тысяч рублей, а должностное лицо будет оштрафовано на сумму до 30 000 рублей.

Компенсация морального ущерба. Для этого родитель должен составить исковое заявление и подать заполлненный бланк ходатайства о возмещении вреда в суд. Только в суде можно просить компенсацию от учителя и от школы.

Если педагог не будет наказан по статье, его поведение изменится. Потому как он осознает, к чему может привести оскорбление учащихся и вряд ли захочет судиться.

Какими должны быть действия родителей

Если родитель услышал жалобу от ребенка на преподавателя, стоит сразу разобраться в ситуации. В первую очередь нужно выяснить, не клевета ли это. Потому как несовершеннолетний может обмануть, допустим, чтобы не идти на урок или не делать домашнее задание. Однако если школьник не врет, тогда следует незамедлительно явиться в школу.

Важно! Стоит сначала поговорить с учителем и попытаться разрешить вопрос мирным путем. Следует объяснить педагогу, что ребенок не привык к подобному обращению.

Вполне возможно, учитель поймет свою ошибку и прекратит вести себя неподобающим образом. Однако если этого не произойдет, тогда останется идти в вышестоящие органы.

Рекомендуется предварительно опросить ребенка по поводу случившегося и узнать все подробности. Также следует побеседовать с другими учениками, которые стали свидетелями неподобающего поведения со стороны учителя или сами подвергались оскорблениям. Если родитель уверен, что унижать детей для учителя не ново, и он не собирается исправлять свое поведение, тогда необходимо идти в прокуратуру.

В заявлении следует указать подробности случившегося, уточнить дату и время, а также место. Стоит написать, какие неправомерные действия совершил педагог, какие слова использовал для унижения несовершеннолетнего. Подробно расписывать историю необязательно, потому как при возбуждении уголовного дела будет проведен опрос.

Прокурор обязан предпринять все меры, чтобы расследовать правонарушение. Как правило, это занимает не более месяца. Опрошена должна быть каждая из сторон конфликта. Далее направляются материалы в суд, и вопрос рассматривается на протяжении 60 дней. В большинстве случаев достаточно одного заседания, чтобы решить проблему. Присутствовать должны прокурор, родители несовершеннолетнего и учитель.

По итогам заседания преподавателя могут привлечь к ответственности или же прекратить административное дело. Решение можно оспорить в течение 10 дней с момента получения копии постановления. Если дело серьезное, рекомендуется обратиться за юридической помощью, чтобы наказать виновного.

Как защитить ребенка

Обязанность каждого родителя защищать своих детей, в том числе от нападок учителей. Конечно, довольно редко встречается ситуация, когда учитель намеренно принижает достоинство учащегося. Чаще всего конфликты происходят с другими школьниками по разным причинам. Но родитель не должен оставаться в стороне.

Следует разобраться в ситуации и понять, кто виноват. Если учащийся сам первый начал оскорблять учителя, тогда ему нужно объяснить, что подобное поведение недопустимо. Когда виноват педагог, стоит с ним побеседовать и попросить больше не унижать детей.

Когда мирным путем вопрос не получается решить, остается только обратиться к закону. И в России, и в Беларуси, и в Украине, и в других странах можно привлечь учителя к ответственности. Не стоит откладывать это, ведь ситуация может быстро ухудшится. Как минимум ученику будет некомфортно находиться в школе, что скажется на его успеваемости. Однако могут даже появиться серьезные психические травмы из-за нападок преподавателя, которые в будущем станут проблемой.

Ответственность учителя за оскорбление ученика

Преподаватель — это сложная профессия. Она требует от человека большого профессионализма, а главное выдержки. У некоторых не хватает терпения, и они срываются на учениках, оскорбляя их, унижая достоинство. Если вы столкнулись с ситуацией, когда учитель в школе или в каком-либо другом учебном заведении систематически оскорбляет вашего ребенка, прилюдно критикует, высмеивает, демонстрируя, таким образом, предвзятое отношение, вы, как любящий родитель, просто обязаны отреагировать.

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с оскорблением ученика, то вам следует помнить, что:

  • Все случаи, связанные с оскорблением ученика, уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выполнить любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу.
  • Позвонить:
    • ☎ Федеральный номер: 8 (800) 500-27-29 доб. 844

Права и обязанности участников учебного процесса

Согласно статье 34 Федерального закона «Об образовании в РФ», каждый ученик имеет право на то, чтобы окружающие уважали его достоинство. Это же касается защиты от различных форм физического, психологического насилия, оскорбления, здоровья и охрану жизни.

В другой статье этого же закона идет речь об обязанностях педагога. В них входит соблюдение правовых, нравственных, этических норм. Он должен в полной мере соблюдать требования профессиональной этики, уважать обучающихся, а именно их честь, достоинство. Не исключением являются и другие участники образовательного процесса.

Внимание! Кричать, поднимать руку на детей, оскорблять их достоинство, публично унижать, наказывать, используя негуманные способы — на все это права учитель не имеет. Если имеет место дисциплинарное нарушение, то руководствоваться в принятии решений педагог должен Уставом школы. Подобные вопросы решаются с родителями, администрацией учебного заведения.

Какими должны быть действия родителя, чьего ребенка оскорбили?

Одним из главных способов защиты интересов собственных детей является направление родителями официального обращения в органы, контролирующие работу образовательного учреждения, это также может быть комиссия по урегулированию споров. Родители имеют право потребовать провести подробное дисциплинарное разбирательство, направленное на педагога. По его результатам работник учебного заведения может быть привлечен к дисциплинарной ответственности и даже уволен. Предусматривается возможность обращения пострадавшей стороны в суд с требованием возместить моральный ущерб, в этом случае не лишним будет обратиться к адвокату.

Любой родитель имеет право на требование прекратить действия со стороны педагога, нарушающие права ребенка. Какие именно меры будут предприняты, зависит от личных особенностей преподавателя, директора и общей ситуации в учебном заведении. Немаловажное значение имеет, насколько удастся доказать факт осуществления унижающих действий, высказываний, оскорбляющих личность ученика.

Что можно предпринять?

  1. Не оставляйте без внимания жалобы своего ребенка на то, что его обижает преподаватель. Если обидчик готов к диалогу, можно попытаться решить проблему мирным путем, ограничившись личным разговором. Постарайтесь донести до работника образовательного учреждения, что ваш ребенок не привык к подобному обращению. Нужно акцентировать внимание на том, что подобные действия со стороны педагога просто недопустимы.
  2. Если же личная беседа не дала результатов, можно переходить ко второму способу воздействия на ситуацию — написать заявление на имя директора. Оно может быть составлено в индивидуальном порядке или коллективно. В своем обращении обязательно перечислите факты, обстоятельства, которые, по вашему мнению, нарушают законные права ребенка на уважении его чести, достоинства. Не забудьте попросить о принятии соответствующих мер воздействия, в некоторых ситуациях уместно привлечение к дисциплинарной ответственности учителя за оскорбление ученика.
  3. Вы можете направить заявление в Комиссию по урегулированию конфликтов между участниками учебного процесса. Инициаторами обращения могут быть как родители, так и сами ученики. Но! В составе комиссии обязательно должны быть родители. Чтобы жалоба не была воспринята как наговор, по возможности привлеките других родителей с вашего класса — такое заявление директор просто не сможет проигнорировать.
  4. Самой крайней мерой является обращение с иском в суд, правоохранительные органы, прокуратуру или инспекцию, осуществляющую контроль процесса образования. Здесь не помешает помощь опытного юриста.

Важно! Если никаким из описанных выше способов исправить ситуацию не удалось, тогда стоит задуматься о переводе ученика в другой класс или школу. Руководствоваться нужно Уставом общеобразовательного учреждения, там четко описан порядок перевода ребенка в другую школу.

Последствия нарушения для учителя

При условии того, что факты непрофессионального и неэтичного поведения все же установлены, учитель привлекается к дисциплинарной ответственности, а в некоторых ситуациях даже увольняется. Если грамотно подойти к решению данной проблемы, а именно обратиться к профессиональному адвокату, то можно добиться привлечения обидчика не только к административной, но и уголовной ответственности. Нарушение прав ребенка для учителя может обернуться наложением административного штрафа в размере в пределах 1-3 тысяч рублей. При обращении в суд можно добиться компенсации морального ущерба.

Читайте также:  Жалоба на поборы в школе

Если вы столкнулись с тем, что вашего ребенка обижают в школе, да еще и учитель, умалчивать об этом не нужно. Не устранив проблему сразу, могут пострадать и другие дети. При обращении в прокуратуру, что делается в самом крайнем случае, пишется заявление, в котором указывается максимально подробная информация о правонарушении, будьте готовы к тому, что вас будут опрашивать по делу. По результатам предварительной проверки может быть вынесено решение об открытии административного дела. Следующим этапом является осуществление более детального расследования прокуратурой, это может длиться около года (крайний срок). Когда доказательная база собрана, дело направляется в суд, чтобы не было допущено никаких ошибок, рекомендуется обратиться к адвокату. Если все сделать правильно, дело будет рассмотрено в одном заседании, а приговор удовлетворит вас как истца.

Закон о статусе учителя: за оскорбления педагога предложили штрафовать

Защитить “рядового учителя” призван новый закон

02.02.2020 в 17:09, просмотров: 35292

Кажется невероятным, но, возможно, профессия педагога вскорости станет статусной и престижной. А сам педагог — персоной неприкосновенной. По крайней мере, думский комитет по образованию приступает к разработке нового законопроекта — о статусе педагога.

В последнее время складывается впечатление, что среди школьников нарождается новая мода под условным названием «пни учителя». В разных социальных кругах она воплощается по-разному — дети из «приличных» семей отрабатывают на преподавателях свое остроумие, осыпая их хамскими высказываниями, те же, кого принято назвать неблагополучными подростками, все чаще распускают руки.

Не отстают и родители — любая попытка учителя хоть как-то защитить себя и свое достоинство вызывает шквал их негодования из-за обиженного дитятки. Ну и администрация школ и вышестоящие чиновники чаще всего занимают детско-родительскую сторону — по принципу «от греха подальше».

Всему этому есть одно объяснение — учитель в наши дни стал настолько бесправен и беспомощен, что у многих просто чешутся руки (и языки) пустить в дело свое право сильного. Это же так приятно — почувствовать себя всемогущим, когда еще выпадет такая возможность.

Достаточно вспомнить недавние случаи: московскую учительницу, отправленную в больницу одним ударом 15-летнего «героя», преподавателя информатики из Белгорода, который попытался вывести из класса другого великовозрастного «героя» и получил от того удары руками и ногами. В первом случае был вынужден уволиться директор школы, во втором — собирались уволить пострадавшего учителя, но в последний момент решили все же ограничиться дисциплинарным взысканием. Учителю — не подростку. В том же Белгороде в конце осени еще был случай — на перемене молодой педагог сделал замечание ученику и в ответ получил удар в лицо. Итог — разбитые губа и щека учителя, которому родители «ребенка» позже принесли извинения. Этим санкции к хулигану и ограничились, хорошо еще, что не стали наказывать преподавателя.

Нынешнее законодательство имеет широкий спектр инструментов давления на учителя, но практически ни одного рычага воздействия на ученика. Это уже само по себе является фактором, провоцирующим школьников, — безнаказанность развращает. По возрасту подростки не подпадают под существующие статьи как Уголовного, так и Административного кодекса, спецшкол для «трудных» больше нет, исключить из учебного заведения тоже почти невозможно.

Дабы исправить ситуацию, главный редактор «Учительской газеты» Арслан Хасавов направил в профильный комитет Госдумы предложение разработать закон об особом статусе педагога, который защитил бы права учителей при исполнении своих обязанностей. И зампредседателя комитета Любовь Духанина сообщила, что комитет приступает к его разработке, имея целью закрепить высокий статус учителя, его права и указать на недопустимость их нарушения.

Теперь главное — чтобы новый законопроект не вылился в беззубую декларацию, лишенную конкретных мер. А меры, как рассказывает Хасавов, могут быть очень и очень эффективными. Одну из основных можно позаимствовать из опыта Казахстана, где в декабре 2019 г. был принят закон, предусматривающий систему штрафов для родителей за оскорбление учителей.

Представляю, насколько действенной стала бы такая система. И что устроят родители своему малолетнему раздолбаю, если по его вине лишатся существенной суммы.

Представляю также, какое сопротивление окажут принятию подобных мер некоторые матери и отцы из числа тех самых родителей раздолбаев.

Это будет похлеще противодействия закону о домашнем насилии.

Так что желаю разработчикам закона — выстоять!

Заголовок в газете: Спасти рядового учителя
Опубликован в газете “Московский комсомолец” №28185 от 3 февраля 2020 Тэги: Школа, Дети Места: Россия

Публичное оскорбление преподавателя студентами

Столкнулся со следующей проблемой. Я недавно стал преподавать. И есть у меня одна совершенно неугомонная группа, вернее, несколько человек, которые наводят хаос (проблема осложнена тем, что я всего на 3-4 года старше учащихся). От одного из таких студентов во время занятий, в присутствии всей группы, услышал трехэтажный мат в свой адрес (это было обращено лично ко мне) и угрозы (не боитесь, что машина случайно собьет, когда дорогу будете переходить), другие просто “ты”-кать начинают и отказываются от выполнения моих требований. Все пропускаю мимо ушей, любые пререкания становятся разговором глухонемого со слепым – никакие логические доводы их не берут.

В результате – две проблемы: что делать с группой вообще и, конкретно, с тем студентом, который в открытую нахамил (при этом не глаза в глаза, а просто выкрик с места, когда я отвернулся к доске).

С учетом того, что они мне уже третье занятие срывают, что делать, не знаю.

Понимаю, что если напишу докладную записку, то, скорее всего, вылетит хамоватый учащийся из учебного заведения, а если кто-то из студентов подтвердит, то еще и материалы в органы передадут, но для полиции скорее всего никто из студентов подтверждать ничего не станет.

Об общей обстановке и срыве занятий сообщил администрации учебного заведения – будут заниматься их дисциплиной.

Но не знаю, что делать на следующих занятиях: приглашать администрвцию – это расписываться в собственной беспомощности, а как вести себя – не знаю (слова “вы мне не сдадите зачет” их, естетственно, не пугают).

Понимаю, что в случае разбора полетов основной товарищ напоет все, что угодно, в том числе, что я его оскорблял, унижал и т.д.

Думаю, Вам не стоит жалеть этих “студентов”. я бы на Вашем месте записала бы занятие на диктофон, а запись бы приложила к докладной записке.

Более того, у Вас есть право привлечь виновных лиц к административной ответственности, а также взыскать с них компенсацию морального вреда.

К сожалению, в настоящее время уголовной ответственности за оскорбления не предусмотрено, но ст. 5.61 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за оскорбление т.е. унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме.

Статья 5.61. Оскорбление

Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Читайте также:  Жалоба на поборы в школе и на безпредел со стороны директора

Хочу обратить Ваше внимание на то, что при оскорблении унижение чести и достоинства выражается в отрицательной оценке личности потерпевшего, которая подрывает его престиж в глазах окружающих и наносит ущерб уважению к самому себе. Оскорбление как преступление должно быть выражено в неприличной, т. е. циничной форме, глубоко противоречащей правилам поведения, принятым в обществе. Оскорбление – это нанесение обиды, которая может быть выражена устно, например, в виде ругательств или нецензурных прозвищ; письменно в виде записок или писем неприличного содержания; в виде телодвижений – пощечин, плевков в лицо и т. п. действий.

При оскорблении мотив выражается в проявлении неприязни к лицу, честь и достоинство которого унижается, объектом посягательства при оскорблении является честь и достоинство.

Хочу обратить Ваше внимание на то, что в Гражданском Кодексе РФ содержится замечательная статья о защите чести, достоинства и деловой репутации (ст. 152 ГК РФ http://www.rg.ru/2013/07/05/gk-dok.html ).

Согласно положений данной статьи

1. Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения о гражданине, или другим аналогичным способом.

9. Гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, наряду с опровержением таких сведений или опубликованием своего ответа вправе требовать возмещения убытков и компенсации морального вреда, причиненных распространением таких сведений.

Также советую Вам ознакомиться с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 N 3 “О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц”

В первую очередь Вам необходимо написать заявление о привлечении данной девушки к административной ответственности за оскорбления.

Далее Вы вправе обратиться в суд с иском о защите чести и достоинства и в нем же просить взыскания за причиненный моральный вред.

Для взыскания морального вреда, нужны доказательства его причинения. Для этого обратитесь к психологу, чтобы он подтвердил, что в связи с действием подобных лиц у Вас сильное эмоциональное потрясение (обращения за психологической помощью должны быть официально задокументированы).

Вот ссылки на вопросы о взыскании морального вреда:

что касается угроз, если они реальны, Вам стоит написать заявление в прокуратуру.

Домашнее назидание

Общероссийский профсоюз образования разработал законопроект, серьезно ужесточающий ответственность родителей за то, что их дети издеваются над учителями. Например, если ребенок оскорбляет педагога – штраф до пяти тысяч рублей. Если родители ненадлежаще исполняют свои обязанности – штраф предлагается увеличить в шесть (!) раз – с 500 до трех тысяч рублей. Рекомендуются и поправки в Уголовный кодекс: за нападение, насильственные действия в отношении педагогов – лишение свободы до трех лет.

– События, когда учителя становятся жертвами насилия, к сожалению, продолжаются. Когда мы разрабатывали эти предложения, то понимали: в обществе они будут восприняты неоднозначно, – рассказал заместитель председателя Общероссийского профсоюза образования Михаил Авдеенко. – Но мы считаем, что такие законодательные инициативы нужны, потому что это дополнительный правовой механизм. Он не может быть единственным, но может повлиять на ситуацию.

По данным исследования ВШЭ, 70 процентов педагогов хотя бы раз подвергались насилию и травле со стороны учеников. А по данным международных исследований, 57 процентов российских учителей считают, что их труд не ценится в обществе. Риски профессионального выгорания – не пустые слова. И уход учителя из профессии тоже уже не редкость. Но смогут ли изменить ситуацию те же повышенные штрафы?

– Решать задачу следует комплексно. В первую очередь поднимая социальный статус учителя и обеспечивая ему такое положение в обществе, которого он заслуживает, – убежден зампредседателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Виктор Смирнов.

В Комитете Госдумы по образованию и науке начали разработку другого законопроекта в защиту учителя.

Рабочее название – “О статусе педагога”. В него предполагается включить определенные льготы. Как рассказала зампред профильного комитета Любовь Духанина, предложения по законопроекту уже поступают со всей страны.

– Нужно ли повышать ответственность за недостойные поступки детей? Конечно, нужно. Но также нужны системные меры поддержки учителей. Педагогам нужны четкие нормы по трудовой нагрузке. Они хотят получить льготу, по которой их дети учились бы в той же школе или том же детском саду, где они работают. Также предлагается наконец-то навести порядок в системе повышения квалификации, предусмотреть для учителей систему специальной медицинской помощи и реабилитации, – рассказала Любовь Духанина. – Педагогический труд особенный. У нас даже есть такое понятие, как “горловые нагрузки”. Конечно, учителя хотят, чтобы и медики подумали об особенных формах поддержки их здоровья. А что касается конфликтов, то, мне кажется, нужно более четко прописать механизм их разрешения, технологию медиации в школе.

Во многих российских школах уже пытаются решать эту проблему с помощью техники: устанавливают видеокамеры. Как рассказала директор московской школы № 1409 Ирина Ильичева, они есть даже в спортивных залах. А вот в Англии многие учителя даже начали носить мобильные нагрудные видеорегистраторы. Под таким прицелом подростки трижды задумаются, прежде чем хамить преподу, теперь всегда есть что предъявить в суде. И, как уверяют британские педагоги, дети стали вести себя намного лучше.

Впрочем, российские эксперты пока относятся к идее видеорегистраторов настороженно.

– Есть диаметрально противоположные мнения. С одной стороны, видеозапись действительно может помочь в оценке и решении конфликта. С другой – у учителя должно оставаться личное пространство, должна быть защита от круглосуточного наблюдения. Поэтому каждое решение надо сто раз взвесить и продумать последствия, – рассказала на круглом столе в “Учительской газете” директор школы № 1520 имени Капцовых Вита Кириченко. Кстати, законопроект “О статусе педагога” разрабатывается в Госдуме по инициативе именно этого издания.

На круглом столе также были озвучены данные опросов родителей. 41 процент мам и пап говорят о том, что причиной конфликта в школе может стать стиль преподавания и общения учителя с ребенком. 29 процентов указы­вают причину конфликтов еще более конкретно – проб­лемы с классным руководи­телем.

Татьяна Суздальницкая, член Экспертно-консультативного совета родительской общественности при департаменте образования и науки Москвы:

– Я против повышенных штрафов. Почему? Оскорбляют и бьют учителей чаще всего подростки из неблагополучных семей. Или, напротив, мажоры, которые чувствуют себя безнаказанными и для родителей которых штрафы вообще ничего не значат.

Но ведь есть и другая категория детей, которая срывается в конфликты. Это дети, которых сам же учитель систематически травил и доводил. Если вводить повышенные штрафы за оскорбление учителя, кто будет оценивать степень оскорбительности? Как подтвердить психологическое давление на ребенка? Все пойдут в суды? Тема очень сложная. И простых решений здесь быть не может.

Главная проблема в том, что система профилактики правонарушений у нас неэффективна. Избавиться же от злостного хулигана школа не может. Вызвать родителей, сделать выговор и замечание, подать сигнал в опеку, в комиссию по делам несовершеннолетних – все. А вот не пускать на урок ребенка нельзя, это будет нарушать его право на образование. Перевести на иную форму обучения тоже невозможно.

У школы должна быть возможность быстро и адекватно защититься от хулигана, который терроризирует весь класс. Причем еще до того, как он совершит серьезный проступок.

Кстати

В Ульяновской области с января этого года начал действовать местный закон “О статусе педагога”. В нем есть положения о кодексе профессиональной этики учителя, о создании единой и бесплатной “горячей линии”, куда может обратиться педагог. В школах Ульяновской области введены новые должности: педагог-наставник, педагог-методист, педагог-исследователь. Для них предусмотрены серьезные доплаты – от 6150 до 12300 руб­лей каждый месяц. Прием документов на участие в отборе, который позволит учителю получить эту категорию, стартовал 20 февраля. А завершится он 28 февраля.

Слово учителю — закон: можно ли заставить родителей детей-хулиганов раскошелиться за хамство

Общероссийский профсоюз педагогов предложил штрафовать за оскорбление учителей. Родители за неисполнение своих обязанностей по воспитанию ребенка должны будут заплатить от 500 до 3 тыс. рублей, а в случае нападения на учителя штраф увеличится до 5 тыс. рублей. В профсоюзе разработали законопроект, призванный ввести ответственность за неуважительное отношение к педагогам. Для этого предлагается внести поправки в Федеральный закон «Об образовании» и Кодекс об административных правонарушениях. Действительно ли уважать учителей можно заставить при помощи штрафов и почему не работают другие меры — разбирались «Известия».

Читайте также:  Хищение продуктов в школе №2

Плата за унижение

Поправки, разработанные Общероссийским профсоюзом учителей, вводят ответственность не только для родителей, но и для должностных и юридических лиц. Для последних штраф за унижение чести и достоинства педагогического работника составит от 100 до 150 тыс. рублей.

Помимо этого, предлагается ввести уголовную ответственность за нанесение побоев и применение насилия в отношении учителей по аналогии с тем, как это уже предлагали ввести в отношении медработников. За нанесение побоев учителю во время исполнения им профессиональных обязанностей предлагают лишать свободы на срок до трех лет, а за те же деяния, совершенные группой лиц, — до шести лет. Разработку документа связали с участившимися случаями нападения на учителей в школах.

— В связи с регулярно продолжающимися случаями неуважительного отношения и даже насилия в отношении педагогических работников, предлагается введение ответственности для участников образовательных учреждений, проявляющих неуважительное отношение, выразившееся в оскорблении и (или) проявлении насилия к педагогическим работникам, при осуществлении ими своей профессиональной деятельности, — говорится в пояснительной записке к законопроекту. В случае принятия законопроекта учительские профсоюзы получат право обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних для защиты своих прав.

У школы № 1 в Стерлитамаке, где ученик напал с ножом на учительницу и одноклассников, а также совершил поджог, 18 апреля 2018 года

Нет рычагов

В Комитете Госдумы по образованию и науке приступили к рассмотрению законопроекта «О статусе педагога», об этом «Известиям» рассказала заместитель председателя комитета Лариса Тутова.

— Я и мои коллеги планируем обсудить предложения по законопроекту, которые уже поступают со всей страны. В разработке документа принимают участие педагоги, родители и эксперты. В комплексных поправках депутаты собираются предложить не только санкции, но и инструменты профессионального развития и карьерного роста, различные меры поддержки учителей. Но главное, депутаты хотят определить механизмы противодействия ущемлению прав педагогов, — сообщила Тутова.

Законодательные инициативы, предложенные Общероссийским профсоюзом образования, по ее словам, нужны как дополнительный правовой механизм.

— Он не может быть единственным, но может повлиять на ситуацию. А законодатель примет оптимальное решение, — добавила заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке.

Согласно исследованию, проведенному НИУ ВШЭ, порядка 70% российских учителей сталкивались с травлей со стороны родителей, учеников или коллег. Чаще всего опрошенные называли причиной травли желание школьников самоутвердиться перед одноклассниками. Исследователи связывают травлю учителей с низким уровнем оплаты их труда и как следствие падением авторитета профессии. Возраст учителя, его профессиональный стаж и квалификация никак не влияют на шансы преподавателя стать объектом насмешек среди школьников.

Необходимость защищать педагогов самоочевидна, однако на сегодняшний день реально работающих механизмов для этого не существует, отметил в беседе с «Известиями» доктор психологических наук, профессор Института изучения детства семьи и воспитания Российской академии образования Илья Слободчиков.

— На сегодняшний день никаких реально работающих механизмов нет. Возможна ли разработка такого механизма? Думаю да, но это дело не одного месяца, а главное — это должна быть государственная системная деятельность. По поводу штрафов — это безусловно вариант, и он может быть использован как мера условной регуляции, — пояснил Слободчиков.

Однако в случае введения такой меры возникают сразу несколько вопросов по ее реализации: кто будет выносить решение о штрафе и куда пойдут собранные деньги.

— К тому же, в ряде случаев причиной конфликта в классе, а то и в школе является непрофессиональность педагога, прежде всего, как воспитателя. Тут, разумеется, меня можно уколоть — школа на сегодняшний день воспитательную функцию реализовывать не обязана. Может быть и не обязана, да только человеческую и профессиональную культуру, включая культуру отношений, в том числе и с подопечными, никто не отменял, — добавил доктор психологических наук.

Еще одна проблема связана с тем, как именно будет доказываться оскорбление учителя и в чьи обязанности будет входить контроль над этим процессом, считает учитель года, директор школы № 1060 Москвы Михаил Случ.

— Этот законопроект идет в духе, что за поведение несовершеннолетнего нести ответственность должны его родители. Сейчас пока не понятно, как оскорбление будет вылавливаться и доказываться, — считает Случ.

Повсюду камеры

Зачастую скандалы в школах становятся предметом публичного обсуждения. Камеры, которые по идее должны помогать учителю, на деле могут сработать и против него: не сдержал эмоций, не уследил за всеми или не разрешил конфликт между учениками — и педагог внезапно обнаруживает себя героем очередного скандального видео в Сети. Родители в спорных ситуациях склонны винить учителя как единственного взрослого в классном кабинете.

В настоящий момент единственный существующий способ защиты педагога от агрессивного поведения учеников — увольнение, подчеркнула председатель Единой независимой ассоциации педагогов Екатерина Морозова.

— В последнее время участились случаи оскорбления учителей. И защититься у учителя нет никаких ресурсов. Всё, что может сделать педагог — уволиться. Почему прилюдное оскорбление учителя должно оставаться безнаказанным? Всем прекрасно известно, что всё идет от семьи. Да, порой дети совсем от рук отбиваются, на них сильное влияние оказывает и социум, компьютерные игры, насильственные фильмы, передачи. Поэтому если родители не проводят воспитательных бесед, то будут лишать копеечки за это, — считает Морозова.

Ответственность за поведение учащихся в стенах школы несут в равной степени как учителя, так и родители. Поэтому перекладывание воспитательной функции на одну из сторон лишь усугубляет конфликт, считает директор московской школы № 1412 Александр Глозман.

— Считаю, что ответственность за порядок в школе, классе в равной мере несут и само учебное заведение, и педагоги, и родители. Если школа и родители будут стоять на одинаковых позициях в плане воспитания детей, их духовно-нравственного развития, тогда и конфликтных ситуаций будет меньше, — уточнил Глозман.

Борьба со следствием

Председатель Национального родительского комитета Ирина Волынец назвала предлагаемую инициативу скорее губительной, чем созидательной, потому что закон борется не с причинами, а со следствием.

— Жестокость наших детей, их агрессия не только по отношению к учителям, но и к ровесникам, животным — всё это следствие повышенного градуса агрессии в обществе. Родители также являются жертвами окружающего мира. Поэтому это ответственность государства и общества за морально-нравственный облик своих граждан. Введение штрафов и тем более уголовного наказания привет к большему увеличению пропасти между родителями и педагогами. И так всё больше конфликтов возникает на почве личностной неприязни. Учитель с этим законопроектом приобретет статус некого стукача, виновника того, что семья может понести финансовый урон. Семья, в которой растет агрессивный ребенок, как правило является неблагополучной, – заявила Волынец, добавив, что данный регламент является избыточным, потому что ответственность для детей наступает с 14 лет.

Введение штрафов для родителей даст почву для различных манипуляций. Дети со сложностями в поведении смогут использовать это обстоятельство, чтобы добиваться желаемого от своих родителей или мстить им, объясняет психолог-консультант по детской и подростковой психологии Андрей Касян.

— Если ребенок обижен на маму или папу, зная об этом законе, он может приходя в школу действовать им назло и искусственно создавать ситуацию, чтобы отомстить родителям. Через такой закон подростки получат инструмент для манипуляции и вымещения обиды. Вопрос и в том, насколько эффективно это в качестве воспитательной меры. Потому что проводить работу нужно и с школьником, и его родителями в равной мере, чтобы сблизить их и решить ситуацию. Вместо этого ребенок может в открытую требовать для себя каких-то благ, чтобы родителей не оштрафовали, — рассказал Касян.

Эта ситуация показывает, что нужно внимательнее относиться к кадровому составу в школах, возможно обратить внимание на то, укомплектована ли она психологами. Вместо того, чтобы ввозить штрафы, можно более широко применять методы медиации и включать родителей и детей в решение конфликтных ситуаций. Например, вводить обязательное совместное посещение школьных психологов в качестве одной из мер налаживания учебного процесса. Причем количество таких сессий назначалось бы в зависимости от тяжести проступка.

— Есть случаи, когда педагог в школе предвзят или неквалифицирован, а есть — когда родители готовы идти открытый на конфликт с учителем. Но если бы были программы, которые поддерживают взаимодействие между сторонами, то в таком случае можно было бы создать базу для решения споров. В противном случае, это может привести к еще большему разобщению родителя с ребенком. Такой закон нужно очень глубоко просматривать, — добавил специалист по детской и подростковой психологии.

Добавить комментарий